Бизнес завтрак

Бизнес завтрак

Рынок хлопьев и каш быстрого приготовления является одним из наиболее привлекательных для ведения бизнеса. Несмотря на кризис, он продолжает динамично развиваться и показывать высокие темпы роста. В 2014 году категория выросла примерно на 12–15% в натуральном выражении. Высокой динамике способствует переориентация потребителей на здоровый образ жизни, а также ускорение ритма жизни. 

АВТОР: Ольга Еремина

Здоровые наклонности
Склонность населения к здоровому и недорогому питанию являлась одной из основных тенденций 2010–2013 годов, что повлекло за собой рост сегмента каш быстрого приготовления, отмечают в консалтинговой компании «Амико». Особенно эта тенденция усиливается в кризис, когда потребители оптимизируют свои покупки. Действительно, хлопья быстрого приготовления и каши, не требующие варки (или каши моментального приготовления), продолжают оставаться не только наиболее традиционным видом завтрака для россиян, но и наиболее выгодным по цене среди остальных зерновых продуктов, таких как мюсли или кукурузные хлопья. По данным Euromonitor International, доля хлопьев и каш быстрого приготовления на рынке зерновых завтраков в 2013–2014 годах составляла 47–48%. При этом цена на данную продукцию продолжает оставаться практически неизменной, что также положительным образом влияет на выбор потребителей, особенно в период кризиса. Согласно расчетам исследовательской компании GfK, средняя потребительская стоимость каш моментального приготовления выросла всего на 2%, а хлопьев быстрого приготовления, напротив, снизилась на 2%. 

111

Сейчас среднедушевой уровень потребления каш, не требующих варки, по данным GfK, составляет 1,4 кг на семью в год, а динамика категории за 2014 год – +3%. Хлопьев быстрого приготовления съедается больше – в среднем 2,9 кг на семью в год, и темпы роста здесь выше – 7% за 2014 год. Согласно оценке Euromonitor International, сейчас уровень потребления хлопьев и каш быстрого приготовления составляет 0,8 кг.на одно домохозяйство в год. 

«Продажи хлопьев быстрого приготов ления и каш, не требующих варки, активно растут за счет увеличения потребления. Люди переключаются с бутербродов, сдобы и молочных продуктов на злаковые завтраки. Кроме того, в целом россияне все больше отдают предпочтение полноценным завтракам дома, что способствует росту продаж каш», – считает директор по маркетингу компании «Си-Проджект» Инна Семилетова.

По мнению директора по продажам агрохолдинга «Гудвилл» Ильи Ряполова, на увеличение потребления хлопьев и каш влияет не только тренд здорового образа жизни, но и смещение потребительских предпочтений от классических круп в сторону хлопьев и каш быстрого приготовления. «Один из основных факторов – это экономия времени. Поэтому в большей степени рынок развит в крупных городах, где урбанизация высока. Так, в европейской части России уровень потребления хлопьев в среднем выше, чем в восточной», – отмечает он. Действительно, согласно наблюдениям GfK, заметными лидерами по потреблению этой продукции являются Москва и Санкт-Петербург, а «аутсайдерами» – Сибирь и северо-запад (без учета Санкт-Петербурга) для хлопьев быстрого приготовления и юг и Сибирь для каш, не требующих варки.

Быстрее, еще быстрее

snf

По данным GfK, в 2014 году рынок хлопьев быстрого приготовления вырос на 12% в натуральном выражении и на 15% в денежном, а рынок каш, не требующих варки, на 15 и 13% соответственно. Оценка Euromonitor International не такая оптимистичная: по данным аналитиков, рынок хлопьев и каш быстрого приготовления в 2014 году увеличился на 2,1% в объемном выражении. Согласно информации компании «Си-Проджект», объем рынка хлопьев быстрого приготовления сейчас составляет порядка $300 млн, а каш, не требующих варки, – около $130 млн. «Согласно данным Nielsen, нумерическая дистрибуция хлопьев быстрого приготовления за ноябрь 2013 года – ноябрь 2014-го возросла на 3%, а каш моментального приготовления – на 5%. Благодаря расширению дистрибуции в целом и маркетинговой активности игроков физические объемы рынка хлопьев быстрого приготовления выросли на 28%, а каш моментального приготовления – на 11%, – комментирует коммерческий директор компании «Ресурс» Андрей Агарков. Росту продаж способствует широкий ассортимент продукции в рознице. «Сегодня покупателям наряду с традиционными крупами и хлопьями предлагается широкий ассортимент каш быстрого приготовления. В магазинах формата «у дома» он состоит в среднем из четырех-шести позиций, в супермаркетах – из 10–15, а в гипермаркетах доходит до 20–25 SKU. При этом если в малых форматах полку каш быстрого приготовления делят два производителя, то в супермаркетах – около трех-четырех, а в гипермаркетах – 6–10 игроков. Каждый производитель предлагает примерно 5–10 наименований, а у некоторых ассортимент достигает 15 SKU», – подчеркивает начальник отдела маркетинга компании «Матти рус» Елизавета Царева. В последние годы, по словам Андрея Агаркова, отмечается достаточно высокая полочная конкуренция в сегменте хлопьев и каш быстрого приготовления. Усилить позиции на рынке можно за счет профессиональной работы в торговых точках и проведения эффективного трейд-маркетинга. «Рынок хлопьев быстрого приготовления и хлопьев, и каш, не требующих варки, так же, как и рынок круп, высококонкурентен, – соглашается Илья Ряполов. – Очень важно, чтобы у продукта был яркий и запоминающийся дизайн, поэтому мы много работаем над качеством упаковки и ее внешним видом с целью повлиять на частоту первичной покупки. И, конечно, постоянно следим за качеством продукта, поскольку вторичная покупка совершается уже на основании потребительских свойств продукта». При этом конкуренция насыщена во всех ценовых сегментах, отмечает Инна Семилетова. «Конкурировать на рынке возможно за счет предложения продуктов с функциональными добавками и оригинальных вкусов, а также за счет маркетинговой поддержки», – добавляет она. 

Рынок каш

Злаки Пошли в рост

Наиболее востребованными среди хлопьев быстрого приготовления продолжают оставаться овсяные, гречневые, пшеничные и рисовые хлопья, а также смеси злаков. В 2014 году суммарная доля продаж этих видов, по информации GfK, составила 78% в натуральном выражении и 73% в денежном. «Наибольшую долю традиционно занимают овсяные, гречневые хлопья, а также многозлаковые каши. На них приходится 60, 12 и около 12–13% рынка соответственно. Доля рисовых, пшенных, ржаных хлопьев мала», – констатирует Инна Семилетова. «Анализируя продажи хлопьев, не требующих варки, ТМ «Гудвилл», с уверенностью можно сказать о том, что явными лидерами являются гречневые и овсяные хлопья. На их долю приходится около половины общего объема продаж по категории. Объясняется это высокой культурой потребления этой продукции. Пшеничные и рисовые хлопья не настолько привычны покупателю», – добавляет Илья Ряполов. В целом на рынке идет тенденция увеличения спроса на хлопья с отрубями, гречневые и многозерновые позиции, отмечает Андрей Агарков. «Отрицательную динамику показывают ржаные и пшеничные хлопья, но мы связываем это больше с дистрибуционными факторами, нежели со вкусовыми», – поясняет он. Динамика продаж многозлаковых каш, а также каш с различными полезными добавками положительная, считает Елизавета Царева. «В последнее время производители стараются повысить полезность своего продукта, добавляют дополнительные ингредиенты. Все более широкое распространение получает использование функциональных добавок: пребиотиков, пробиотиков, пророщенных злаков, клетчатки, а также витаминов и минералов. Кроме того, постоянно совершенствуются рецептуры многозлаковых каш. Если раньше в рознице предлагались продукты на основе трех или четырех злаков, то теперь все чаще можно встретить названия «5 злаков» или «7 злаков», – рассказывает она. «Многозлаковые хлопья, если у них хорошо проработана рецептура, пользуются высоким спросом, – отмечает Андрей Агарков. – Эти позиции в рейтинге продаж вторые после овсяных». Видя перспективность категории мультизлаковых хлопьев, не требующих варки, в агрохолдинге «Гудвилл» планируют выпустить подобную позицию в 2015 году. «Конечному потребителю интересны многозлаковые хлопья, так как они обладают дополнительными преимуществами, поскольку в одном продукте сочетается польза нескольких злаков. Поэтому категория активно развивается и обладает хорошими перспективами», – комментирует Илья Ряполов. В категории каш моментального приготовления более 60% занимают овсяные каши с различными добавками, на втором месте – мультизлаковые каши, подсчитали в GfK. По мнению Инны Семилетовой, на овсяные каши с фруктовыми добавками приходится до 80% в сегменте. «На рынке каш рост продаж показывают такие позиции, как персик, абрикос, черника, малина со сливками, экзотические вкусы и вкусы лесных ягод. Достаточное количество позиций показало отрицательную динамику в 2014 году, и на данном рынке это как раз связано со сменой вкусовых предпочтений потребителей», – комментирует Андрей Агарков.

 

АО «Алтайская крупа»
659311, Алтайский край, г.Бийск, Трофимова, 7
+7 (3854) 306-604, info@goodwill-tm.ru